galka_zheglova

Categories:

ГЧГ/"Страшные сказки", 2015

Да-да, меня потянуло на относительно нафталиновые фильмы. Но уже в первой статье этой рубрики я развязала себе ручонки, пообещав рассказывать о кинишке, которое понравилось мне, вне зависимости от даты выхода, жанра, каста и т.д. Поэтому – вкусовщина, господа, вкусовщина. 

Для начала упомяну, что оригинальное название звучит как «Il racconto dei racconti», на нашем великом и могучем это будет «Сказка сказок», поэтому английский перевод «Tale of Tales» куда уместнее. И – нет, эти «Страшные сказки» не связаны с теми, где по Лондону 19 века вот уже несколько сезонов бегают Тимоти Далтон и Ева Грин с разъехавшейся тушью. Не связаны они. Никак. Вообще. 

Источник: соцсети
Источник: соцсети

«Страшные сказки» итальянского режиссёра Маттео Гарроне я смотрела чуть ли не в день премьеры, в далёком 2015 году. Очень ждала этот фильм, потому что с детства обожала фольклорную крипоту средневековых сказок без этих ваших диснеевских птичек и принцев-неженок. А Гарроне как раз взялся экранизировать часть творчества Джамбаттисты Базиле – неаполитанского поэта и писателя-сказочника. 

К чести Базиле добавлю, что именно он стал первым в истории европейской литературы, кто создал сборник сказочного фольклора. *Правда, признан таковым посмертно, потому что «Сказка сказок», была издана его младшей сестрой Адрианой после того, как Джамбаттиста умер.* И уже потом эти сказки обработали до всем известных хрестоматийных форматов Шарль Перро да развесёлые братья Гримм. «Кот в сапогах», «Спящая красавица» и многое другое на самом деле происходит из итальянского крестьянского фольклора. 

Так вот, в своём фильме Маттео Гарроне использовал материалы из трёх сказок Базиле: «Волшебная лань», «Блоха» и «Ободранная старуха» да сверх того – приплёл несколько сюжетных ходов из других опусов. Действие разворачивается в трёх соседствующих друг с другом, ужасно сказочных королевствах. 

В каждой стране, как водится, свои проблемы. 

В Долине Туманов прекрасная королева (Сальма Хайек) невыносимо страдает, будучи не в силах познать радость материнства. Счастья не приносят ни пышный двор, ни любящий супруг, ни её собственная потрясающая красота. Чего они только ни пробовали – всё без толку. *Это ведь не сериал по «Россия 1», где все проблемы лечит мгновенно срабатывающее ЭКО.*И вот среди ночи во дворец является таинственный чародей, посуливший королеве ребёнка: она должна съесть сердце морского чудовища, что живёт на дне глубокого ущелья. И убить это чудовище подвязывается сам король. Он погибает в схватке, но добывает сердце. Королева в точности исполняет рекомендации чародея, некоторые из которых весьма и весьма специфичны, и происходит чудо – на свет рождается долгожданный принц. Однако сделка со своими желаниями не всегда оборачивается во благо, и королева вскоре на собственном примере убеждается в этом… 

Источник: Соцсети
Источник: Соцсети

На похороны короля Долины Туманов прибывают монархи из двух соседних королевств. Король Диких Гор вместе с малюткой-дочкой и король Одинокого Утёса вместе с двумя любовницами из многочисленного гарема. 

Время идёт, и в каждом государстве развивается своя сюжетная линия. Король Диких Гор (Тоби Джонс) куда больше заинтересован идеей вырастить здоровенную блоху, чем размышлениями, за кого выдать замуж выросшую красавицу-дочь Виолетту (Бебе Кейв). Когда блоха даёт дуба, окочурившись от собственной массы, король придумывает для многочисленных женихов конкурс: «Угадай, чья это такая огромная шкура, и бери в жёны принцессу». Конкурс заканчивается внезапной победой жуткого великана-людоеда (Гийом Делонэ), который уводит рыдающую Виолетту за собой в горы. И теперь вся из себя принцесса в кружевах и бантиках должна учиться постоять за себя, иначе её ждёт страшная смерть…. 

Источник: соцсети
Источник: соцсети

В королевстве Одинокого Утёса совсем весело, потому что король (Венсан Кассель) уже не тот. С годами меч его страсти, понимаете ли, притупился, да и все бабы в округе подустали от неугасимого монаршего либидо, которое всё-таки поугасло. И тут вдруг ранним утром король слышит чудесное пение. Выглянув из окна дворца, он замечает, как в красильную мастерскую прячется женская фигура, чьё лицо и тело скрывает грубое покрывало. На радостях монарх прихватил увесистое ожерелье, подломил прямо туда и начал долбиться в дверь, требуя своего права на юную деву с прекрасным голосом. Только, вот незадача, в старой мастерской живут такие же старые *пипец, какие старые* сёстры – Имма (Ширли Хендерсони) Дора (Хейли Кармайкл), у которой как раз и остался чудесный голос, несмотря на полностью облупившийся фасад. Как говорится, пройдут года, но душа не стареет никогда. Только с телом такой фокус не работает, поэтому двум аферисткам срочно надо скумекать, как остаться с королевским подарком и с седыми головами на дряхлых плечах. Они хотят продолжить водить короля за нос и для этого начинают строить коварно-тупой план…

Источник: соцсети
Источник: соцсети

С течением экранного времени хитросплетение событий во всех трёх новеллах потихоньку становится единым целым, соединяя сюжетные линии друг с другом и сводя вместе действующих лиц самым неожиданным образом. 

В конце – сказочно красивая и эстетичная развязка. 

Рейтинг

  • Rotten Tomatoes – 83% у критиков, 56% у зрителей;
  • Imdb – 6,4;
  • Metacritic – 72 из 100 у критиков, 6,6 из 10 у зрителей;
  • Кинопоиск – 6,4.
  • Возрастное ограничение - 16+

Я советую этот фильм к просмотру потому что:

1. Очень люблю средневековые сказки, а Гарроне предлагает неплохую их интерпретацию. 

2. В его проекте заняты Сальма Хайек, Венсан Кассель, Бебе Кейв, Тоби Джонс, Ширли Хендерсон и многие другие талантливые артисты. Если Сальма и Венсан в представлении не нуждаются, то на Тоби Джонса лично мне было интересно посмотреть после того, как я узнала, что это он озвучивал домовика Добби из «Гарри Поттера». Оттуда же прибыла Ширли Хендерсон. Но если в «Поттере» она играла юную Плаксу Миртл, то в «Страшных сказках ей досталась роль поприкольнее. 

3. Бебе Кейв, позже засветившаяся в сериале «Виктория», приходится родной сестрой Джесси Кейв. Джесси сыграла несостоявшуюся пассию Рону Уизли – Лаванду Браун. *Это может быть кому-нибудь реально интересно. Потому что моя подруга Надя обожает такие вот межкастовые пасхалки и с удовольствием смотрит фильмы, в которых замечен такой вот мудрёный перекрёст.* 

Источник: Соцсети
Источник: Соцсети

4. Костюмы – сплошной восторг. При взгляде на каждый из них хочется нажать на паузу и поклониться в пояс художникам, работающим на площадке. 

5. Декорации и сами локации для съёмок выбраны с ювелирной точностью. Со стороны пейзаж выглядит вполне обычно. Иногда даже создаётся ощущение, будто из-за ближайшего куста выскочит Н. Н. Дроздов и начнёт красочно втирать про жизнь какого-нибудь пещерного нетопыря. Но режиссура Гарроне обычное наделяет фантастическим, превращая заурядный пейзаж в место действия оживших сказок. 

6. Работа спецов по гриму – просто конфетка. Ширли Хендерсон, известная ролью вечной девочки-нимфетки Плаксы Миртл из франшизы о Гарри Поттере, в «Страшных сказках» предстаёт какой-то невестой мамонта с обвисшей шеей, чудовищными морщинами и тремя волосинками на покрытой старческими пятнами голове. И всё это, на минуточку, грим. Который просто, повторюсь, великолепен. 

Ширли - слева. Всегда ваш, Капитан Очевидность.
Ширли - слева. Всегда ваш, Капитан Очевидность.

7. В фильме есть русские скоморохи, веселящие королеву Долины Туманов. Веселят настоящим медведем. Говорят на настоящем *кто бы мог подумать!* русском. Интересненько. 

8. Сказочные фишки вроде омолаживающего молока, источника жизни, превращений в животных и так далее – в наличии. 

9. Как выразился мой друг Лёня, фильм «девчачий». Сама Хайек в интервью утверждала, что Маттео Гарроне снимает кино с точки зрения женщины — оно в большей степени будет понятно этой части аудитории. Но я бы не стала делить искусство по гендеру столь топорным способом.

*А вообще, сдаётся мне, Лёня окрысился на кинцо после того, как «Страшные сказки» ничего не взяли в его любимых Каннах. Такой вот у меня друган. Временами – ценитель, временами – позёр.*

10. Некоторые сцены действительно достойны быть увиденными. Хотя бы эпизод, где Сальма ест сердце чудовища, сделанное во всех анатомических подробностях из куска чего-то сладкого по специальному заказу. Несколько раз актрису тошнило и она убегала в уборную, срывая дубли. Снять сцену ей помогла маленькая дочь Валентина, подсказав, что надо откусить от сердца кусок с внешней стороны, а затем, скрыв пол-лица за муляжом, выплюнуть откушенное, сделав вид, что снова кусаешь. Устами младенца, понимаете ли, глаголет истина. 

Источник: Соцсети
Источник: Соцсети

11.  Отельными моментами фильм напомнил горячо любимое мной «Братство волка». Атмосфера барочного мрачняка располагает, хотя в «Братстве» было скорее рококо, но это не суть важно. 

Короче говоря…

Несмотря на изначально сказочный замес, фильм снят с толикой реализма и потрясающим вкусом. Он однозначно придётся по душе любителям красивой картинки. Специфический фольклорный сюжет адаптирован под рамки мышления европейского зрителя, и шокировать может лишь малая часть повествовательных ходов. 

Эстетично и цельно, но не слащаво и избито, чем в последнее время самозабвенно грешит «Дисней». Ладно, не будем о грустном: смотрите кинишко, услаждайте своё зрение красотой и верьте в собственные сказки.  

Источник: Tumblr
Источник: Tumblr


Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.